top of page

Мастерство системного коучинга - 3


Окончание конспекта статьи Алена Кардона - Мастерство Системного Коучинга. Начало статьи - здесь. Оригинал статьи (английский) на сайте автора: http://www.metasysteme-coaching.eu/ Перевод Владимира Миллера, редакция Юлии Затуловской


*****


Контекст коучинга таков, что почти все клиенты приносят личные темы, проблемы и цели, которые также имеют большое значение, если не центральную роль в личной и профессиональной жизни своих коучей. Короче говоря, запросы клиентов, как правило, в точности совпадают с проблемами коуча как вилка с розеткой. Для каждого клиента и коуча, эта корреляция касается не только туманных концепций, не только общих проблем и принципов; эта корреляция касается очень конкретных случаев, реальных личных особенностей и существенных событий в жизни обоих.


Этот тип совпадения в коучинге обусловлен не случайностью, а естественными, лежащими в основе процессами, которые структурируют межличностное влечение и, кажется, определяют все человеческие отношения. Как гласит выражение: “Подобное притягивает подобное". Аффективные клиенты находят эмоциональных коучей, технократы доверяют технократам, раздражённые привлекают и притягиваются к другим разгневанным людям и т. д. Мы не можем угодить всем, поэтому естественный процесс выбора работает путем исключения, очень эффективно ограничивая круг клиентов, которых может привлечь коуч и наоборот.


Когда мы больше обращаем внимание на эти бессознательные эхо-сигналы, общие пристрастия и совпадения, они оказываются очень точными. Молодой клиент, который только что потерял отца, может встретиться с более старшим коучем, который только что потерял сына. Менеджеру, который не умеет структурировать время, может попасться коуч, который также не способен к управлению своей личной повесткой дня. Коуч с финансовыми проблемами может привлечь клиентов, которые многократно забывают заплатить. Клиент, рассматривающий серьезные изменения в личных отношениях, может неосознанно сотрудничать с коучем по разводам. Следовательно, ситуации переноса также являются правилом коучинга.


Эти очевидные совпадения могут сделать задачу коуча гораздо более трудной, когда он сталкивается с контекстом клиента. Иногда болезненные, личные и профессиональные события в жизни коуча, могут внезапно вырваться из рассказа клиента и сделать внутренне мирное и открытое внимательное присутствие коуча почти невозможным. Внезапно, проблема клиента и текущая проблема коуча оказываются аналогичными. Эмоции двух партнеров смешиваются и резонируют. Коучинг пространства и времени полностью заполняется личным аффектом коуча и эмоциональными подоплёками.


В этих ситуациях коучи могут даже временно полностью потерять из виду контекст клиента и переполняться своими собственными открытыми ранами и личными насущными проблемами. Настраиваясь на свою личную уязвимость, коучи могут затем испытывать весьма реальную потерю клиентской дистанции и компетенции коуча. Открытый, пустой безусловный сосуд для развития клиента внезапно переполняется опытом, мыслями, эмоциями, ограничениями и личной заинтересованностью.


Системный коуч знает, что совпадения между коучем и клиентом - это правило, а не исключение. Системные коучи хорошо знают, что нейтралитет - это иллюзия. Резонансы клиента-коуча должны рассматриваться как общая часть большинства отношений. Когда это происходит, профессиональные и аутентичные коучи могут быстро восстановить соответствующее присутствие духа и внимательное присутствие с помощью простой и прозрачной коммуникации, сопровождаемой чистой этической позицией. Отношение смирения и способность принимать свою собственную уязвимость и человечность являются первыми очевидными условиями для того, чтобы привести эти события к интересам коучинга и к благу клиента.


Перенос коуча и клиента можно рассматривать, как полностью согласующийся с теорией квантовой физики, когда наблюдатель систематически вовлекается в процессы и результаты наблюдаемого. Точно так же коучи неизбежно включаются в запросы своих клиентов, их проблемы, трудности и процессы роста. Чтобы быть успешным, надо понимать, что опыт мастер-коуча и проблемы клиента обязательно связаны внутренним резонансом.


Очевидно, что внимательное наблюдение может помочь увидеть разницу между тем, что действительно принадлежит коучу, и тем, что принадлежит клиенту. Психотерапия также может помочь профессионалам в области лайф коучинга, более глубоко осознавать свой собственный багаж и кого они привлекают в качестве партнеров в личной жизни и работе. В этих условиях, однако, цель состоит не в достижении теоретически идеального уровня осознанности, ведущей к прекращению наложения контекста клиента на контекст коуча. Это было бы иллюзией, а ценой была бы огромная потеря конкретной практической пользы.


Целью наблюдения со стороны коуча является достижение позитивного своевременного осознания этих эхо-сигналов между коучем и клиентом. Мастер-коуч постепенно учится сразу воспринимать и использовать совпадение запросов коуча-клиента, предлагая пути совместного роста. Очевидное растущее преимущество для мастер-тренеров - научиться использовать все эти резонансные события, чтобы они могли расти в своих личных поисках. Очевидно, что все те, кто считает, что для коучей более целесообразно пройти свой собственный терапевтический процесс, вероятно, исходят из этой же точки зрения.


В системном коучинге очень важно постоянно ожидать подобных перекрытий между всеми клиентскими проблемами и значительным личным опытом в жизни тренера. Профессиональные коучи могут систематически готовиться к встрече со своими проблемами и вызовами в любой теме, предложенной любым клиентом. Это неотъемлемая часть процесса роста коуча, чтобы достичь действительно мастерского внимательного присутствия к себе и к своим собственным проблемам.


Возможность: личный вопрос, который коуч может задавать себе, когда видит перед собой любого клиента: «Что этот человек несёт сегодня такого, что научит меня чему-то о моей собственной тени и свете?» Вот так мы обнаруживаем, что очень важная часть внимательного присутствия к клиентам - это также глубокое внимательное отношение к личному, если не к интимному контексту коучей. При встрече с каждым клиентом или на каждой встрече с любым клиентом коучи могут задавать себе несколько личных подготовительных вопросов для того, чтобы не удивляться неожиданному совпадающему процессу.

Кто для меня этот клиент?

Кому соответствует этот клиент в моей прошлой или настоящей близкой среде?

Каким образом этот человек уподобляется части моей семьи или части моего ближайшего внутреннего круга?

Чему этот посторонний человек собирается научить меня о моих собственных проблемах, моих вызовах, моих амбициях или моих жизненных исканиях?


Таким образом, каждого клиента можно воспринимать как посланника или как зеркало для развития тренера, приходящего, чтобы косвенно задать жизненные вопросы, которые всегда будут иметь эффект бумеранга.


Прорыв

Бойтесь своих желаний, ибо они часто становятся реальностью.


Прорыв - это квантовый скачок, когда подобно Алиск в Стране Чудес мы ощущаем, что провалились сквозь пресловутое зеркало или другую форму небесных врат и попали в другое пространство-время, в еще одну грань реальности. В коучинге прорыв происходит, когда завеса восприятия внезапно падает, и как коуч, так и клиент испытывают внезапный переход в новое измерение. Внезапно кажется, что включили прожектор, чтобы пролить свет на общий контекст тренера-клиента так, как этого не случалось прежде.


Практически одновременно партнеры по коучингу устанавливают новые связи восприятия и проникают в совершенно другое осознание своих общих стремлений. Появляются новые смыслы, появляются неожиданные перспективы и творческие решения. Из расширенного контекста появляются новые формы осознания, чувства, понимания, где применимы, похоже, также другие стандарты и масштабы.


Пример: В ходе относительно интимной беседы с коучем клиент изливается в выражении некоторых из его более личных ощущений и эмоций. Это касается его восприятия бесконечно незначительного места, которое он занимает во Вселенной. Клиент иллюстрирует свои мысли, делясь своим опытом наблюдения за звездами в открытом море, в безлунные ночи, где горизонт переходит в бесконечность. Своими словами и образами он смущенно пытается поделиться своим духовным измерением, почти вселенским опытом быть частью бесконечного целого и одновременно ощущать полную ничтожность в этой необъятности.


Выслушав его, коуч спросил: «Когда вы описываете эту бесконечную вселенную, которая удивляет вас, вы смотрите наружу или рассматриваете что-то внутри вас?» Сначала последовала тишина, затем общий взрыв смеха выразил смущение обоих партнеров, а затем снова тишина.


Вопрос или комментарий коуча, как оказалось, появился неожиданно, без подготовки, и был сформулирован без каких-либо четких намерений. Как правило, коучи, похоже, слышат и испытывают силу своего вопроса или комментария в то же время, что и их клиенты. Таким образом, коучи так же бываю удивлены и тронуты, как и их клиенты, глубиной своих комментариев или вопросов. Сразу после этого, оба партнера одновременно покачнулись со своих основ, благодаря совместному опыту новой возникшей перспективы, поскольку она реорганизовала их общее восприятие.


Непосредственная, кажущаяся реакция обычно представляет собой глубокое разделенное молчание. Иногда взрыв смеха, наполненный волнением или слезами радости, вспыхивает и помогает скрыть неловкость, поскольку они впитывают в себя удивительный новый пейзаж. Менее заметны дрожь по позвоночнику, физический шок и нарушение душевного равновесия, сопровождающие радикальное изменение контекстной архитектуры. Часто чувство глубокой, почти неловкой интимности сигнализирует о том, что коуч и клиент трансформируются вместе, и каждому из них требуется время, чтобы самому заново понять, кем он стал.


Внимание: Часто в коучинге можно предположить, что клиенты ищут возможность противостоять самим себе, своим фундаментальным ценностям, системам убеждений и поведениям. Можно даже счесть, что этот поиск конфронтации является одним из бессознательных критериев, по которым они выбирают работать с тем или иным коучем.


Мы, возможно, считаем, что случайных событий не бывает, что мы все можем выбирать наши отношения по определенной причине и что все, что выходит из них, способно передавать важный урок, который мы можем предпочесть интерпретировать тем или иным способом. В этой перспективе важно, чтобы коучи сохраняли умеренность относительно взаимного влияния, которое они могут оказывать на клиентов. Им просто нужно продолжать и задавать свои открытые и противоречивые вопросы без сомнения или цензуры. Действительно, клиенты достаточно сильны, чтобы делать свой собственный выбор.


Возвращаясь к прорывам, может быть полезно подчеркнуть, что парадокс мастерского коучинга часто трудно решить: чем больше коучи пристально прислушиваются к сознательному поиску лучшего вмешательства или вопроса, тем больше они, похоже, избегают осознавания.

Чем больше тренеров просто внимательны и присутствуют в общем контексте тренер-клиент без каких-либо конкретных намерений или ожиданий от самих себя или от своих клиентов, тем выше шансы, что неожиданно другая перспектива просто выйдет из общего контекста.

Чем больше коучи пытаются защитить себя и своих клиентов, избегая неприятных проходов через сомнения и внутреннюю неуверенность, тем больше падение внутрь пресловутого зеркала остается вне досягаемости, становится невозможным.

Чем больше коучи отпускают, следуют за потоком контекстов, которые связывают их с их клиентами, доверяя творческим и развивающимся сопутствующим процессам, тем больше эти процессы будут служить партнерам в их общих поисках.


Все указывает на то, что интерактивная среда, полностью свободная от намерений, является необходимой основой, которая позволяет спонтанно создавать новые психические синапсы. Любой известный общий контекст является ограничивающей структурой. Его необходимо перетасовать, прежде чем можно ожидать естественного появления неожиданного и инновационного решения.


Только когда мы действительно отпускаем наши добровольные и запрограммированные намерения, пространство коучинга становится способным воспринимать оригинальные решения. Наша единственная ответственность в качестве коучей и клиентов - быть внимательными и использовать эти прорывные моменты и смысл, который они передают, когда они возникают спонтанно.


Следовательно, без сознательного и направленного намерения, без поиска чего-либо, внимание коуча заключается в поиске неожиданных новых перспектив. Помните, что Архимед, который очень устал от поиска, вместо этого решил расслабиться в своей горячей ванне: внезапно из пенообразующего хаотического контекста пузырьковой ванны появилось решение. Видимо, отдыхая без каких-либо сознательных намерений, но очень внимательно представляя свою проблему, Архимед был готов воспользоваться прорывным решением, которое всегда было там, но вне досягаемости: Эврика!


Выводы

Очевидно, эта статья подчеркивает, что внимательное присутствие является основным системным навыком коучинга. Оно настолько тесно связано с мастерством во всех других тренерских компетенциях, что можно сказать, что оно предшествует и включает в себя каждый из них. Без внимательного присутствия без намерения, другие навыки, такие как слушание, сильные вопросы, молчание, способность создавать новые перспективы, сопровождать решения клиента и планы действий и т. д. могут потерять свою силу и вылиться в простые поверхностные методологии управления проектами. При помощи истинного и глубокого внимательного присутствия, все прочие навыки тренера переплетаются между собой, делая искусство коучинга действительно важным процессом развития.


В заключение, в этом тексте предлагается понять, что единое фундаментальное состояние - это интимное и внимательное присутствие не только к клиенту, но и к самому тренеру, и ко всему контексту коучинга и окружающей среды. Этот текст предполагает, что внимательное присутствие тренера должно восприниматься как ограждающий покров, который дает преимущество всем другим инструментам, методам и стратегиям в этой профессии. Эта центральная компетенция опирается на очень интимный, прозрачный, личный и глубокий образ жизни. Когда коуч развивает её, все другие приобретенные поведения и навыки встраиваются в неё естественным образом и без особых усилий.


Следовательно, внимательное слушание и свободное от намерений присутствие к клиенту, коучу и их общему контексту должны быть в центре внимания всех методов обучения и развития коуча. Все другие коучинговые инструменты должны быть представлены в качестве вторичных дополнительных навыков, которыми можно овладевать только в том случае, если они вписываются в сопровождающий процесс естественным путём.


В процессе коучинговых отношений представьте на минуту этот тип глубокого, безусловного и доброжелательного присутствия без намерения: с одной стороны, клиенты исследуют свои намерения, стремления, мотивы и цели. В рамках полностью открытой и свободной коммуникации они проводят свой личный диалог, стремясь к ожидаемым достижениям и развитию.

С другой стороны, коучи присутствуют без каких-либо личных намерений, в состоянии восприимчивой и бдительной отрешённости. Они просто уважают время и пространство клиента и растворяют свое присутствие в контекстах клиентов. Коротко, легко и свободно они допускают проявление себя, оставаясь на внешних границах поисков своего клиента. Они внимательно прислушиваются, но но ни к чему-то конкретному. Они ни к чему не стремятся. Они просто позволяют своим присутствием поддерживать своих клиентов в открытом и гостеприимном пространстве, создаваемом их внимательным молчанием.


Этот контекст создает грааль, позволяющий состояться мастерскому системному коучингу. В сопровождении широкого и глубокого безмолвного присутствия своих коучей, клиенты начинают прислушиваться к самим себе и начинают выражать и придавать форму своим глубочайшим способностям. В этом бесконечном пространстве, времени или объеме и начинается магия коучинга Перевод Владимир Миллер, редакция Юлии Затуловски

Популярные Публикации
Недавние публикации
Поиск по тэгам
Подписывайтесь на нас
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Vkontakte Social Icon
bottom of page