Навыки коммуникации в коучинге (часть 1)

Статья Алена Кардона, перевод Владимира Миллера Источник: http://www.metasysteme-coaching.eu/english/relationship-skills-in-coaching/
Ален Кардон, мастер-коуч МСС ICF делится своими наработками и пониманиями в области установления доверия и прямого общения в процессе коучинга. Специально для читателей Айкеника мы сделали конспектный перевод его статьи (ссылка на оригинал дана выше). Надеемся, что этот эксклюзивный материал будет полезен и начинающим коучам, и тем, кто уже проложил свою дорогу в этой замечательной профессии.
Коучинг - это не теоретическое область, а профессиональная деятельность или профессия. Следовательно, практика коучинга не требует знания в какой-либо конкретной области, но, безусловно, требует навыков. Поэтому учить, как заниматься коучингом, скорее означает приобретение навыков, чем понимание проблемы или накапливание знаний. Эти две динамики принципиально различны, а иногда весьма противоречивы. Можно, например, знать, как работает автомобиль, и даже быть отличным дизайнером автомобилей, но, возможно, не иметь особых навыков вождения. Многие люди могут быть прекрасными и очень аккуратными водителями, но могут также не иметь никакого представления о том, что находится под капотом машины, которая каждый день возит их на работу.
Важно также знать, что в целом концептуальные знания легко доступны в книгах и в Интернете и что их можно быстро изучить или запомнить. С другой стороны, обучение навыкам требует практики в конкретной учебной среде, например, на летных тренажерах или в полевых условиях. Для приобретения некоторых навыков может понадобиться очень много времени. Это то, что мы обычно называем «опытом». Короче говоря, навыки - это форма ноу-хау, которую необходимо практиковать, практиковать и снова практиковать, прежде чем они станут второй натурой того, кто их демонстрирует.
Мы можем привести простой пример разницы между концептуальными знаниями и практическими навыками в коучинге. Кто-то может знать, что слушание - очень важный инструмент коучинга, однако ему очень трудно сохранять спокойствие даже на короткий промежуток времени. Понимание того, что молчание важно для слушания, является общеизвестным. А вот умение поддерживать тишину и способность действительно слушать - это часто приобретенные навыки.
Прежде чем вводить и объяснять первый набор навыков коучинга, важно уточнить их назначение. Это подводит нас к тому, что часто воспринимается как главный парадокс в области коучинга: коучи слушают клиентов, но никогда не предлагают решений! Действительно, многим людям нужно время и объяснения, чтобы понять и принять, что навыки в коучинге или ноу-хау коучинга не ориентированы на коуча, решающего проблемы клиента. По сути, искусство мастерского коучинга - это тонкое искусство создания учебного пространства для клиента для того, чтобы он мог решать сам свои проблемы, развивать свои собственные цели и расти.
Представление обширного набора навыков или инструментов для достижения этой цели может также вводить в заблуждение, посколько не достаточно компетентный или начинающий тренер может захотеть излишне широко использовать эти инструменты для того, чтобы проявить своё профессиональное присутствие и показать компетентность. Реальный коучинг, однако, заключается в создании пространства для того, чтобы клиент мог расти на своих собственных условиях и по-своему, не будучи сдерживаемым слишком «полезным» коучинг-присутствием, которое может помешать уникальному и сугубо личному исследованию и развитию клиента .
Совместное создание отношений Методики, перечисленные и поясненные ниже, имеют фундаментальное значение для набора навыков коуча. Они фигурируют среди самых ценных инструментов коучинга. К сожалению, их часто недооценивают или просто используют для начала процесса коучинга, средний коуч, который быстро становится слишком вовлеченным и задает слишком много вопросов, ориентированных на «контекст» клиента. При поверхностном восприятии, эти методы иногда кажутся сосредоточенными на том, чтобы заставить клиентов говорить как можно больше о своих проблемах или амбициях, чтобы коуч мог получить всю полезную информацию для понимания проблем клиента, подобно тому, как компетентный журналист берет интервью у человека, чтобы собрать как можно больше данных, прежде чем написать блестящую статью.
Используемый более глубоко набор навыков, представленный ниже, может быть полезным в установлении и развитии коучинг-отношений, и их часто вполне достаточно, чтобы позволить клиенту продвигаться вперед к своему желаемому результату или к своим целям. Тонкая позиция для профессионального коуча заключается в том, что он не столько ориентирован на содержание слов клиента, сколько на клиента как на личность, и на его систему взглядов. Это может включать такие элементы, как система убеждений клиента, восприятие клиента, ценности клиента, основные предположения и установки клиента, настроение клиента, эмоциональная структура клиента, пределы и возможности клиента, модели мышления клиента и самореализующиеся пророчества клиента и т. д.
При использовании набора навыков, представленного ниже, крайне важно понимать, что коучинг не столько сосредоточен на проблеме или цели клиента, сколько на том, кем является данный клиент, и как он справляется со своей проблемой или как он видит свои цели. Опытный коуч, использующий эти навыки или инструменты в конечном счете создает пространство, в котором клиент будет раскрывать, исследовать, развивать, увеличивать, создавать и вынашивать причину, приведшую его на коучинг, и, что более важно, свое отношение к самому себе. В этом смысле эти навыки и приемы служат и конечной цели коуча, который должен быть полностью присутствующим и почти прозрачным для клиента, который остается один с тем, чтобы сосредоточиться на своей проблеме или своём поиске, без препятствий.
Молчание (тишина)
Со стороны тренера молчание, в основном, это знание, как сохранять спокойствие, как не вмешиваться в «диалог» клиента, или как не выражать чувства и реакции, не задавать вопросы. Эта техника или умение часто является самой трудной для многих начинающих тренеров. Недостаточно опытные коучи часто хотят «чувствовать себя полезными», демонстрировать свои навыки решения проблем или проявлять свой творческий интеллект и т. д. Они часто проявляют неуправляемое желание демонстрировать свои точки зрения, стремление поделиться своими мыслями или опытом и нетерпение «подгонять» клиента более эффективно к достижению результатов.
Молчание можно считать «основополагающей» техникой или навыком коучинга. Молчание в коучинге создает пространство, в котором клиент может развернуть свою систему взглядов и исследовать свою личную территорию. Подобно насосу, молчание создает форму вакуума, которая будет «высасывать» из клиента желание выразить себя, что вызовет у него размышления и диалог. Для создания и сопровождения отношений есть достаточное количество более активных навыков или методов. Они используются, чтобы убедиться, что коучинговое «пространство», созданное тишиной, - доброжелательное, позитивное и теплое, даёт клиенту понять, что коуч активно сопровождает его прогресс.
Слушание Помимо того, чтобы просто хранить молчание, вторым основным навыком коучинга является умение действительно слушать. Слушание - это искусство, которое заключается в том, чтобы активно получать, понимать и принимать мысли и ментальные паттерны, эмоции и реакции, аффирмации и сомнения клиента такими, каковы они есть, каковыми они являются. Слушание не является ни соглашением, ни несогласием. Оно не является ни оценочным и ни сравнительным. Это всего лишь простой «прием» информации. При активном слушании тренер словно безмолвно протягивает руку, чтобы понять ментальную, эмоциональную и чувственную среду самовыражения клиента, чтобы полностью понять и безоговорочно принять его систему отсчета, шаблоны мышления, систему ценностей и т. д., не вмешиваясь тем или иным образом.
Положение тела Общая «правильная» позиция для активного слушания - сидеть (или стоять) прямо. Это может быть верно как для индивидуального коучинга, так и для коучинга по телефону, поскольку поза влияет на качество слуха коуча. При этом, однако, положение тела часто адаптируется к положению и / или движению клиента в форме своего рода «танца», по мере того, как коучинг-отношения разворачиваются в ходе сессии.
Вообще говоря, когда коуч откидывается или отступает, сообщение, которое идёт к клиенту, является посылом отстранения, возможно, отсутствия интереса. В то же время определенная дистанция может быть очень полезна, время от времени, чтобы дать клиенту больше «передышки», или чтобы «зеркалить» или синхронизироваться с поведением клиента. Когда тренер наклоняется или делает шаг вперед, сообщение, идущее к клиенту, - это «захват» или «принятие» или участие в содержании слов клиента. Эта позиция коуча может также быть полезной время от времени, чтобы дать клиенту больше тепла, поддержки или показать больше внимания коуча и вовлечённости.
Следовательно, обычно коучуу полезно осознавать положение его тела как «взаимодополняющей» или «противоречащей» по отношению к позе клиента. Если клиент наклоняется вперед (заинтересован), а коуч откидывается назад (отстранён), это различие будет ощущаться клиентом и может быть непродуктивным в разворачивании клиентского диалога. Это справедливо для ряда других «дополняющих» и «противоречивых» поз коуча и клиента.
Язык тела Язык тела беспрепятственно сообщает клиенту множество физических или инстинктивных признаков активного и восприимчивого коучингового-присутствия, или, наоборот, отсутствия интереса у коуча. Поэтому полезно знать, что большинство клиентов будут интуитивно или естественно знать, вовлечен ли коуч в процесс слушания или в процесс диалога с клиентом. Действительно, всякий раз, когда случается малейшая пауза во внимании со стороны коуча, клиент сразу ощущает «разрыв» в отношениях и ослабляет фокус на своем личном диалоге. Это мгновенное осознание степени присутствия коуча ощущается клиентом через ряд физических индикаторов, которые коуч часто и бессознательно транслирует, во время интенсивного слушания.
Поэтому коуч должен составить перечень этих физических показателей. Цель, конечно, не в том, чтобы он научился «контролировать» или «подделывать» их. Любая сознательная попытка «воспроизвести» любое из этих естественных проявлений часто воспринимается клиентом как поверхностная или не аутентичная. Следовательно, целью коуча является слушать клиента и позволить этим индикаторам присутствия естественным и надлежащим образом «проистекать» без помех. Это умение приобретается с практикой.
Зрительный контакт В сессии лицом к лицу, компетентный и внимательный коуч постоянно поддерживает интенсивный зрительный контакт с клиентом. Этот навык проявляет целенаправленный интерес к клиенту и помогает развивать отношения. Клиент мгновенно замечает разрыв в зрительном контакте, что часто означает утрату интереса. Как правило, два человека достигают определенной степени синхронизации через зрительный контакт. Было доказано, что два человека, активно участвующие в разговорах, боевых искусствах, танцах и т. д., при сохранении прочного контакта глаза-в-глаза, развивают все более и более близкий сердечный ритм, артериальное давление, ритм дыхания, иногда синхронизированные электроэнцефалограммы. Эти измеримые явления зачастую означают, что через зрительный контакт два разных человеческих организма, в интенсивном общении, почти полностью адаптируют функции друг друга. (См. Desmond Morris) Эти явления коммуникации происходят очень естественно между двумя людьми, просто находящихся рядом друг с другом, с интенсивной концентрацией через зрительный контакт, и позволяющими телу естественным путём делать все остальное. Ничто из этого не может быть сделано сознательно. И всякий раз, когда внимание нарушается одним или другим, это интуитивно и мгновенно ощущается обоими партнёрами.
Моргание Когда один человек интенсивно слушает речь другого и постоянно смотрит в глаза, он часто использует первичную форму пунктуации, которая может не восприниматься окружающей средой. Наблюдение часто показывает, что слушающий партнер в разговоре моргает в ритме ссобеседником, как бы молча говоря «да», «да», изложению другого, помещая запятые между предложениями и фразами его диалога. Это явление также часто имеет место, когда коуч интенсивно прислушивается к диалогу с клиентом. Интуитивно улавливая его моргание, клиент ощущает, что тренер синхронизирован или находится с ним в едином ритме, следуя, участвуя через слушание. Это помогает клиенту продолжать процесс со всё более глубоким ощущаемым участием коуча.
Кивание Почти каждый знает, что, естественное кивая головой в ответ на чужую речь, указывает на присутствие и принятие. То же синхронизированное кивание, сопровождающее диалог с клиентом, также является формой пунктуации, которую демонстрируют слушающие коучи. Это физическое движение означает «Я с тобой, продолжай». Тем не менее, следует быть внимательными. Чрезмерное кивание может восприниматься как карикатура на «слушающую позу». Когда движения преувеличены или когда они продолжаются по прошествии времени после того, как клиент прекратил говорить, реакцией клиента может стать «достаточно». Кивание часто может быть связано или сопровождаться гортанными звуками или более точными словесными «акцентирующими» междометиями.
Устная пунктуация Интенсивное прослушивание, моргание глаз и кивание часто также сопровождаются различными формами звуковой вербальной пунктуации, такими как угу, да, да, ничего себе! действительно ? и...? и так…?и т.д.. Это, как правило, короткие, односложные слова, которые могут быть переведены как запятые, вопросительные знаки, восклицательные знаки, знаки приостановки и другие формы литературной пунктуации. Интенсивно слушающий коуч иногда вводит эту пунктуацию в диалог с клиентом, чтобы показать сопровождающее присутствие. Будьте осторожны, однако, чтобы соответствующим образом адаптировать дозировку этого навыка к различным клиентам и ситуациям. Чрезмерная пунктуация может привести к тому, что клиент будет чувствовать себя загнанным в угол или стеснённо, или заставить клиента почувствовать, что он или она не имеют достаточного пространства для личного общения. Недостаток пунктуации может привести к тому, что некоторые клиенты будут чувствовать себя несколько сиротливо.
Следовательно, для коуча полезно знать, когда клиент нуждается в большем количестве “знаков препинания”, и когда лучше вводить меньше устного подтверждения присутствия, соответствуя потребностям каждого конкретного клиента. Можно, вероятно, предположить, что большинству экстравертных клиентов нужны более акцентированные проявления присутствия и поддержки коуча, в то время как интровертам обычно вполне удобно с меньшим количеством знаков препинания, которые они часто могут воспринимать как чрезмерно прерывающие их внутренние поиски.